Ласана (entre_2_mondes) wrote,
Ласана
entre_2_mondes

Category:

О специфике французских университетов (продолжение)

Семестры и сессии

 

По каждому предмету либо читается курс лекций (cours magistraux), либо проводятся семинары (travaux dirigés), либо практические занятия (travaux pratiques). Предметы, по которым читался курс лекций, обычно заканчиваются устным или письменным экзаменом (examen final), или же сдачей и защитой курсовой (dossier). Семинары могут заканчиваться тем же или вообще ничем не заканчиваться (тогда на них мало кто ходит). Практические занятия обычно оцениваются по результатам двух-трех промежуточных контрольных работ (contrôle continu). Всё это подробно расписано в брошюре формата А4, состоящей из 90 листов, которую можно взять в секретариате, но её лучше не читать, ибо только еще больше запутаешься.

 

Учебный семестр длится с октября по декабрь; последняя неделя декабря и первая неделя января - каникулы, потом еще одна учебная неделя и две недели экзаменов. Потом опять каникулы. Второй семестр длится с февраля по май, каникулы в феврале и апреле. Первая половина июня – летняя сессия. Когда студенты бастуют, получаются внеплановые каникулы. Например, в 2008-м с февраля по май практически вообще не учились, но такое счастье выпадает не каждый год.

Проведение лекций и семинаров мало чем отличается от того, как это делается в России. Правда, если рассматривать французского преподавателя в сравнении с русским, то разницу заметить можно. Французские преподаватели редко опаздывают на уроки (5 минут опозданием не считается) и всегда заканчивают их почти минута в минуту, даже если часы в аудитории сломаны. Никаких «мы закончим сегодня пораньше, потому что у моей дочки день рождения» или «А сейчас я расскажу Вам случай из моей молодости» здесь не практикуется.

 

Большинство преподавателей проводят занятия довольно интересно, обладают хорошим чувством юмора, но есть, конечно, и те, которые бурчат себе под нос, и тогда после урока приходится брать у французов и копировать только что прочтенную лекцию, потому что их приглушенное мур-мур-мур способны распознать только сами французы. Если преподаватель заболел, об этом вывешивается записка на стенде в холле первого этажа. Потом обычно эти часы наверстываются – назначаются дополнительные занятия (rattrapage). Поэтому болезни преподавателя никто не радуется.

 

 

В сессию экзамены вываливаются кучей: на третьем курсе за 12 дней сдавалось 14 экзаменов. Если исключить выходные, то получается, что на каждый день приходилось по 1-2 экзамена. Список вопросов к экзаменам обычно не составляется, готовить нужно всё, о чем говорилось на лекциях и семинарах, и даже больше.

 

На устные экзамены нужно заранее «забивать место» – записываться в специальный список, вывешенный у секретариата, напротив определенного временного интервала. Этот список  в заполненном виде выглядит примерно так:

9:00 – 9:20 Сесиль Дюбуа

9:20 – 9:40 Жак Дюпон

9:40 – 10:00 Натали Форжерон

и т.д.

 

В день экзамена в 9 часов приходит Сесиль, берет билет и садится готовиться. В 9:20 заходит Жак, берет билет и садится  на место Сесиль, а Сесиль подсаживается к преподавателю отвечать. В 9:40 выходит ответившая Сесиль, заходит Натали, садится на место Жака, а Жак подсаживается к преподавателю. Таким образом, в аудитории всё время не более двух студентов. Впрочем, некоторые преподаватели проводят экзамены немного по-другому, тогда могут одновременно готовиться сразу несколько человек.

 

Оценки преподаватели не говорят, студенты узнают их, если запросят детализацию в конце всех экзаменов. Некоторым удается подсмотреть свою или чужую оценку в ведомости преподавателя. Можно также спросить преподавателя: «А можно узнать, какую Вы мне поставили оценку?» Тогда обычно преподаватели отвечают «Нельзя» «Хорошая у Вас будет оценка». Редко кто прямо говорит, какой поставил балл.

 

Письменные экзамены проводятся следующим образом. Студенты заходят в аудиторию, сдают студенческий билет и рассаживаются так, чтобы справа и слева оставалось свободно хотя бы метра по два. Смотрители в количестве двух человек раздают экзаменационные бланки и черновики (цветные листы А4), а также листки с заданием. Студенты подписывают бланки, заклеивают уголок с фамилией и начинают писать ответ. На втором часе можно выходить, но если студент отсутствует более 10 минут, ему в экзаменационный лист записывают время отсутствия. Впрочем, такая запись обычно оценки не портит.

 

Самый «страшный» из письменных экзаменов – это 4-часовое сочинение-рассуждение –«диссертасьон» (dissertation). Несмотря на схожесть звучания, с диссертацией в российском понимании здесь нет ничего общего. В книжных магазинах и Интернете имеется множество книг и статей, в которых рассказывается, как правильно писать это сочинение по разным предметам. Общий принцип такой: сначала нужно выдвинуть какое-то предположение, подтвердить его примерами, найти все плюсы и минусы. Потом выдвинуть противоположное предположение и тоже подтвердить примерами и найти плюсы-минусы. В конце сделать так называемый синтез, то есть, обобщить, что хорошего там и сям, и между прочим упомянуть, что есть еще третье, четвертое и пятое, не менее хорошее или плохое. Где-то на форуме я видела юмористический пример такого сочинения на тему домашних животных. В первой части доказывалось, что хорошо иметь собаку, во второй – что хорошо иметь кошку, а вывод был, что лучше завести рыбок. Французы пишут подобные работы с лицея, а вот нашему брату приходится туго. Очень хочется развернуться от души, но нельзя – надо соблюдать структуру. Те, кто не соблюдают, получают тройки и единицы.

 

На последних двух курсах университета (по крайней мере, так было у нас), пишется дипломная работа, называемая «мемуар» (mémoire). Опять же, не путать с мемуарами. Помимо этого остается несколько лекций, семинаров и практических занятий, но общая нагрузка уже гораздо меньше.

 

На Licence 3 (3-м курсе), как я уже говорила, нужно было иметь финальную оценку 10, чтобы перейти на Master. Мало того, нужно было иметь итоговую оценку не менее 10 в каждом из трех основных блоков (специализация суммируется с одноименным блоком). В противном случае нужно пересдавать весь блок, то есть, от 3 до 7 экзаменов. Если оценка не дотягивает до 10 в двух блоках, пересдаются, соответственно, оба блока. Все пересдачи проходят исключительно в сентябре – и за зимнюю сессию, и за летнюю, поэтому те, кто провалили какие-то блоки и в зимнюю сессию, и в летнюю, в сентябре имеют еще одну супер-сессию. Пересдача для французов дело обычное, к этому относятся спокойно, позором не считают. Остаться на второй год тоже позором не считается, остаются очень многие. Некоторые учатся в университете по 7-8 лет. Результаты экзаменов можно посмотреть на индивидуальной странице на сайте Сорбонны, а также список с результатами вывешивается на стенде около секретариата. Из этого списка я узнала, что на Licence 3 набрали как минимум 10 по каждому блоку только 7 из 25 студентов нашей группы. Остальные, соответственно, пересдавали или остались на второй год (или и то, и другое).

 

Всех россиян, вероятно, интересует вопрос, можно ли на экзамене списать. Тут надо помнить следующее: по французским законам, если на экзамене поймали за списывание, то студент лишается права сдавать экзамены на ближайшие пять лет, причем не только в своем университете, но и в других, и вообще во всех учебных заведениях, включая автошколы. Французы, воспитанные в этих традициях, списывать и не пытаются. Россияне списывают везде, где можно. На устном экзамене, перед носом преподавателя, конечно, списывать не решаются, а на письменных – запросто: и шпаргалками пользуются, и бомбы вытаскивают, написанные на цветных листах А4. Как говорится, привычка – вторая натура.

 

Окончание следует.

Tags: Сорбонна, образование, экзамены
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments